В России заработала Система взимания платы для грузовых автомобилей Платон

С 15 ноября 2015 года для грузовиков с разрешенной массой свыше 12 тонн введена оплата за проезд по федеральным трассам. Как указано в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Размер платы за проезд – 3,73 рубля за 1 километр пути.

Для соблюдения данного требования грузоперевозчик должен быть зарегистрирован в Системе взимания платы «Платон».

После регистрации владелец грузовика вправе бесплатно получить специальное бортовое устройство на базе ГЛОНАСС/GPS (Бортовое устройство бу-1201). Устройство выдадут бесплатно при условии подтверждения порядочности грузоперевозчика, для чего с него потребуют предоставить Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и взносов из налоговой инспекции, пенсионного фонда и фонда социального страхования. Бортовое устройство будет фиксировать маршрут движения автомобиля и автоматически списывать со счета необходимые суммы. Водитель должен всё время контролировать активность устройства по индикаторам, в противном случае (если устройство по каким-либо причинам отключится) перевозчику придется заплатить весьма внушительный штраф (на индивидуальных предпринимателей от 40000 рублей, на юридических лиц от 450000 рублей).

Альтернативным вариантом фиксации проезда по федеральным трассам и оплаты является оформление Маршрутной карты. Она оформляется на сайте системы в Личном кабинете, который оформляется на каждого зарегистрированного перевозчика. Маршрутную карту придется оформлять перед каждой поездкой, что не всегда является удобным вариантом – или компьютера под рукой не окажется, или маршрут в процессе выполнения заказа изменится, или произойдут еще какие-либо непредвиденные обстоятельства. Поэтому эксплуатация Бортового устройства должна быть более удобной так как позволяет не планировать свой маршрут заранее и регистрировать его.

Внесение платы осуществляется владельцем транспортного средства авансовым способом, то есть до начала движения по федеральным трассам. Размер платы за проезд – 3,73 рубля за 1 километр пути. Способов оплаты, как было сказано выше, два: оформление разовой Маршрутной карты или использование Бортового устройства. Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут. При использовании бортового устройства списание денежных средств с лицевого счета владельца транспортного средства происходит в автоматическом режиме. В любом случае денежные средства на счет должны быть внесены заранее, и желательно с запасом.

Внести плату в счет возмещения вреда можно путем пополнения Лицевого счета и/или оформления Маршрутной карты. Владелец транспортного средства может внести денежные средства на свой Лицевой счет следующими способами: банковским переводом; банковской картой: через Личный кабинет; через Терминал самообслуживания; в Центре информационной поддержки пользователей.

Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного (рамные конструкции с навесным оборудованием, размещенные над дорогой) и мобильного (автомобили со специальным оборудованием) контроля.

От платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются:

  1. транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;
  2. специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  3. специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Система взимания платы «Платон» создается в целях обеспечения порядка взимания платы с автомобилей более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Полученные средства поступят в Федеральный бюджет РФ и будут направлены на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.