Когда штраф фирме не грозит

 

Налоговые проверки часто приводят к начислению штрафов. При этом формулировки «штрафных» статей порой настолько схожи, что это приводит к массе вопросов. Некоторые статьи главы 16 Налогового кодекса, в которых говорится об ответственности, коммерческих организаций не касаются, считает Юрий Лермонтов, консультант Минфина России.

– Здравствуйте, Юрий Михайлович. Объясните, пожалуйста, в каких случаях инспекторы применяют статью 129.1 Налогового кодекса? Ее текст очень напоминает статью 126 Налогового кодекса. В чем состоит различие составов налоговых правонарушений, предусмотренных этими статьями?

– Статьей 126 Налогового кодекса установлена ответственность за непредставление фирмой или предпринимателем в налоговую инспекцию сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Субъекты данного правонарушения – налогоплательщик и налоговый агент. А по статье 129.1 наказывают других участников налоговых правоотношений, а не плательщика или налогового агента.

– Приведите, пожалуйста, пример, кого могут штрафовать по статье 129.1 Налогового кодекса.

– Ответственность по этой статье несут, в частности, ведомства, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса, они должны сообщать инспекторам сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. Если указанные структуры свою обязанность не выполнили, им грозит штраф по статье 129.1 Налогового кодекса.

– То есть фирмам и предпринимателям не надо бояться статьи 129.1?

– Да, эта статья предусмотрена не для них.

– Юрий Михайлович, наших читателей заинтересовала проблема, затронутая в предыдущем номере: в каких ситуациях инспекторы неправомерно налагают штраф по статье 126 Налогового кодекса. Вот, например, к нам поступил такой вопрос. По требованию инспектора фирма должна направить в пятидневный срок копии документов, которые «заверены должным образом» (ст. 93 НК РФ). Налоговый кодекс не раскрывает это понятие. Что же считать копией документа? Каким образом ее необходимо заверить, чтобы у проверяющих не было претензий?

– Сотрудники налоговой службы в письме от 2 августа 2005 г. № 01-2-04/1087 указали, что в данном случае необходимо руководствоваться стандартом ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Этот документ утвержден постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. № 28.

Так, пунктом 2.1.29 данного документа предусмотрено, что копия полностью воспроизводит информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их. Копия не имеет юридической силы.

В пункте 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98 установлено, что заверенной копией является копия документа, на которую в установленном порядке проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

– Уточните, пожалуйста, что нужно понимать под «необходимыми реквизитами», которые нужно проставить «в установленном порядке»?

– Я объясню на примере акционерных обществ. Для этого необходимо обратиться к Закону от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. В статье 69 этого документа сказано, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется, в частности, директором. Он действует без доверенности от имени общества. Таким образом, под словами «заверенных должным образом копий» следует понимать, что на документе должна быть поставлена подпись директора и печать фирмы. Такие реквизиты придают бумагам юридическую силу.

– В статье 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ также сказано, что директор без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Следовательно, если инспекторы потребовали заверенные копии документов у ООО, директор компании обязан поставить на копиях свою подпись и печать фирмы?

– Верно. Действия аналогичны и для акционерных обществ, и для обществ с ограниченной ответственностью.

– Таким образом, подписи директора и печати достаточно, чтобы заверить документ. Значит, к нотариусу обращаться не придется?

– При желании фирма может заверить бумаги у нотариуса. На это обратили внимание сотрудники налоговой службы в письме от 2 августа 2005 г. № 01-2-04/108.

– Юрий Михайлович, прокомментируйте, пожалуйста, вот такую ситуацию. Компания уведомила налоговую инспекцию об участии в российских и иностранных организациях. Однако уведомление было составлено не по форме, приведенной в приказе МНС России от 2 апреля 2004 г. № САЭ-3-09/255@. На этом основании контролеры начислили штраф по статье 126 Налогового кодекса. Правомерно ли это?

– Согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса, организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в инспекцию по месту своего нахождения (жительства) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. Это нужно сделать в срок не позднее одного месяца со дня начала участия.

Ответственность по статье 126 Налогового кодекса наступает в том случае, если плательщик не подал сведения, которые предусмотрены кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Ни Налоговым кодексом, ни другими законодательными актами о налогах и сборах не предусмотрено, что форма сообщения утверждается налоговым ведомством. В приказе МНС России от 2 апреля 2004 г. № САЭ-3-09/255@ приведена рекомендуемая форма сообщения об участии в российских и иностранных организациях.

Таким образом, решение инспекции о привлечении к ответственности в данной ситуации является неправомерным.

– Вот похожая ситуация. Фирма имеет несколько обособленных подразделений, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации. Она уведомила налоговые инспекции, через какое из подразделений платит налог на прибыль (п. 2 ст. 288 НК РФ). Однако уведомление предприятие также составило не по форме, указанной в письме ФНС России от 31 октября 2005 г. № ММ-6-02/916@. На этом основании компанию оштрафовали по статье 126 Налогового кодекса. Хотелось бы услышать ваш комментарий.

– Я считаю, что в данной ситуации налоговая инспекция необоснованно начислила штраф по статье 126 Налогового кодекса. Как и в предыдущем случае, форма уведомления имеет рекомендательный характер. Дело в том, что нормами главы 25 Налогового кодекса не предусмотрено, что бланк уведомления об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций утверждается налоговой службой.

– Может ли налоговая инспекция привлечь фирму к ответственности по статье 126 Налогового кодекса за непредставление в установленный срок декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?

– Нет, не может. Обязанность предприятий представлять в инспекцию декларацию по пенсионным взносам установлена пунктом 6 статьи 24 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. В то время как по статье 126 Налогового кодекса инспекторы могут оштрафовать только за несвоевременное представление тех сведений, которые предусмотрены кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Закон № 167-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Аналогичную позицию занимают арбитры Президиума ВАС (информационное письмо от 14 марта 2006 г. № 106).

 


Источник:
Издательство «Бератор-Пресс»         
Журнал «Практическая бухгалтерия»

Автор: Беседовала Т. Аверина, ведущий эксперт ПБ