Вячеслав Шаталкин, Деловая Неделя, 5 ноября 2007

Метод «кнута и пряника» дает результаты

 
С 15 января 2007 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Они были призваны регламентировать и упростить порядок приема на работу иностранных граждан, которые имеют право жить и работать на территории России без визы. Это в первую очередь выходцы из стран СНГ за исключением граждан Грузии и Туркмении.
 
О том, как изменения в законодательстве повлияли на взаимоотношения работодателя и иностранного работника, нам рассказал Шаталкин Вячеслав Валерьевич, юрист юридического бюро «Альтернатива».

- Нововведения, прежде всего, затронули порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания и получения разрешения на работу, а работодатели получили возможность беспрепятственно оформлять на работу иностранного гражданина (из безвизовых стран), лишь уведомляя об этом контролирующие органы.
 
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания в течение трех рабочих дней со дня прибытия. Срок пребывания (срок действия миграционной карты) - не более 90 дней - может быть продлен до 1 года при трудоустройстве человека. В связи с тем, что регистрация для временно пребывающих заменена на миграционный учет, новые правила предполагают более упрощенную процедуру. Принимающей стороне (это может быть работодатель, родственники, друзья и т. д.) достаточно заполнить соответствующее уведомление, поставить свою подпись и подать его в территориальный орган Федеральной миграционной службы, либо отправить по почте.
 
Положение работодателя также значительно изменилось - теперь организации не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и уплачивать за каждого нанимаемого гражданина пошлину. Достаточно после заключения трудового договора с иностранным гражданином в десятидневный срок уведомить об этом миграционную службу и орган государственной службы занятости населения.
 
- С какими проблемами сталкиваются сегодня работодатели и сами иностранные граждане при оформлении документов?
 
- Главным образом, это достаточно слабая информированность. Миграционная служба оказалась не готова к новому порядку оформления разрешений на работу, если раньше документы подавались работодателем на необходимое количество работников, то сейчас иностранные граждане вынуждены заниматься  оформлением самостоятельно. Это создает нескончаемые очереди и неопределенность перспективы подачи документов в миграционную службу, а срок действия миграционной карты ограничен.
Зачастую потенциальный работодатель не знает, как принять на работу иностранца, какие документы у него должны быть, нужно ли организации разрешение на прием. К тому же, как показывает практика, многие компании забывают уведомлять государственные органы о приеме на работу иностранного гражданина. Продление же работодателем срока временной регистрации по месту пребывания также процедура достаточно сложная. К этому нужно добавить недостаточную детальную проработанность законодательства и неудовлетворительную работу самих государственных органов.
 
Новый закон упростил порядок миграционного учета, что способствовало увеличению легальной миграции. Но существуют еще и те иностранцы, которые въехали в нашу страну до принятия закона и проживают здесь без регистрации. Для них есть единственный способ легализовать свое положение: выехать из России и вернуться назад. И все это только для того, чтобы получить новую миграционную карту. Это слишком неудобно и, порой, дорого для мигрантов. Поэтому им на помощь приходят различные сомнительные организации, торгующие фальшивыми миграционными картами. Обладатели подобных документов рискуют столкнуться с серьезными проблемами, вплоть до депортации.
 
- Какие негативные последствия ждут работодателей при использовании нелегального труда иностранных граждан?
 
- Незаконно работающий иностранец, как и организация, в которой он трудится, не платят налогов с заработной платы. В итоге государство не получает в бюджет значительные суммы, а иностранный гражданин, отправляя деньги к себе на родину, делает вклад в экономику другого государства. Кроме того, привлечение нелегальных работников оказывает негативное влияние на рынок труда, создавая нездоровую конкуренцию в области занятости и заработной платы.
Поэтому одновременно с изменениями миграционного законодательства были существенно увеличены штрафные санкции для работодателей, размер которых может достигать 1 млн рублей за одно нарушение. В отдельных случаях может применяться и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 
- Насколько, на ваш взгляд, выгодно сегодня применять труд иностранцев?
 
- Привлекать иностранных граждан выгодно по целому ряду причин. В некоторых отраслях экономики без них просто невозможно обойтись, поскольку российских специалистов не хватает либо они не соглашаются работать на тех или иных предприятиях из-за специфики их местоположения или условий труда.
 
В целом, несмотря на множество недоработок, изменения законодательства постепенно достигают своей цели. Например, в этом году в Санкт-Петербурге уже выдано более 140 тысяч разрешений на работу, что в несколько раз больше показателей за весь прошлый год. Но надо признать, что это заслуга не только упростившегося порядка миграционного учета и оформления разрешения на работу, но и введение огромных штрафов для организаций, незаконно использующих труд иностранных граждан. Издавна известный мотивационный метод «кнута и пряника» дает свои результаты.

 

Дата публикации: 05.11.2007
Газета "Деловая неделя"